Освещение витрин магазинов - что нужно знать

Содержание:

Световой дизайн витрин — мощный инструмент привлечения клиентов и роста продаж. Грамотное сочетание общего и акцентного света помогает выделять визуальные достоинства экспонируемого продукта. Но речь не только об эффектной презентации товара. Позитивный образ витрин — это еще и конкурентное имиджевое преимущество вашего магазина или отдела.

Принципы светового дизайна витрин

Свет — ключевой, но не единственный компонент экспозиционного решения. Поэтому светотехника не должна мешать реализации концепции, истории, послания, адресованных посетителям и случайным прохожим.

Вопрос «как осветить этот стеклянный куб, фасадную или внутреннюю витрину» должен ставиться только, если у вас уже есть на руках общее решение в виде эскиза, схемы или полноценного 3D рендера. Приходится делить задание по световому дизайну на 2 части: сюжетную и техническую.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО - еще до покупки и заключения договора, вы сможете оценить:
"Сколько это будет стоить?", "Как это будет выглядеть?", "Сколько будет наматывать счетчик?".

Смотреть все решения

Сюжетная часть

Конечно, здесь мы говорим не о холодильных витринах, а о главных рекламных порталах, обращенных на улицу или навстречу людям, входящим в отдел из общей зоны гипермаркета. Что нужно сделать прежде всего? Выделить в сюжете проекта:

  1. Смысловой центр(ы).
  2. Смысловые доминанты второго уровня (если таковые есть).
  3. Фон.
  4. Тени (если они играют важную роль).
  5. Светильники, являющиеся элементами композиции.
  6. Динамический сценарий (если необходимо).
Светильники могут быть частью композиции витрины
Рис. 1. Светильники могут быть частью композиции витрины

Если же вернуться к утилитарным объектам типа пресловутого стеклянного холодильника с мясопродуктами, либо горизонтальной витрины с равномерно выложенной бижутерией, сюжетная задача упрощается. За неимением доминант и сложных пространственных композиций весь объем (или плоскость) должны быть подсвечены одинаково и равномерно. Исключение — необходимость выделить продукт-хит, на образе которого построена рекламная кампания.

Равномерное освещение с розовым оттенком
Рис. 2. Равномерное освещение с розовым оттенком витрин с мясопродуктами

Техническая часть

В профессиональных решениях обязательно учитываются следующие факторы:

  • Цветовая температура Tc, К.
  • Уровень освещенности Ev, Лк. Нормируется вертикальная (например, для манекенов) или горизонтальная (например, для товара, разложенного на полке) освещенность.
  • Диапазон освещенности (обычно это соотношение освещенностей доминанты и фона).
  • Индекс цветопередачи CRI, %.
  • Стабильность и равномерность свечения (отсутствие мерцания).
  • Дополнительная аппаратура и ПО для реализации динамических эффектов.
Высокий динамический диапазон освещенности витрины
Рис.3. Высокий динамический диапазон освещенности витрины — яркий акцент на темном фоне

Динамическая подсветка

Этот оформительский прием не имеет ничего общего с праздничной иллюминацией, которую устраивают с помощью цветных гибких LED трубок, световых гирлянд и других традиционных средств. Быстро мелькающие и переливающиеся огни конечно поддерживают праздничное настроение, но скорее отвлекают от товара, чем подчеркивают его особенности.

Коммерческая световая динамика больше похожа на работу сценического освещения: это циклическая фокусировка, плавное увеличение и уменьшение яркости, дополнительно выделяющие доминанты первого и второго уровней. Второй вариант динамической подсветки — плавное изменение яркости фона.

Дизайнер (визуальный мерчендайзер) создает сценарий игры, который с помощью специализированного ПО переводится в программный код. По этому алгоритму в дальнейшем и работают диммируемые светильники.

Удобнее всего заниматься динамикой, используя трековые системы освещения.

Один из мировых светотехнических брендов провел тесты коммерческой световой динамики на 2 объектах (монобрендовых магазинах одежды в Милане и Вене). Усредненные результаты таковы:

  • Количество останавливающихся на улице возле динамических витрин — больше на 11 %.
  • Количество посещений магазинов в будние дни — больше на 19 %.
  • Количество посещений в выходные дни — больше на 4 %.

Уровни освещенности и цветовые контрасты в визуальном мерчендайзинге

Диапазоны освещенностей между объектом и фоном лежат в широких пределах – от 3/1 до 15/1 и даже 30/1. В ряде случаев (зависит от типа товара и сюжета экспозиции) Ev смыслового центра должна составлять от 1000 до 3000 Лк. Ev объектов второго уровня выдерживается на промежуточном уровне между смысловым центром и фоном.

Однако, если нет необходимости с особой четкостью экспонировать фактуру материала, Ev объекта может быть на уровне 800 - 1000 Лк. Этого вполне достаточно, если поддерживать необходимый контраст по яркости и цвету между экспонатом и фоном.

Роль цвета фона и типа его подсветки при экспонировании ахроматического (белого, серого или черного) объекта

Фон

Захват внимания, %

Визуальная привлекательность, %

Белый (статика)

14

18

Красный (статика)

12

15

Синий (статика)

31

34

Красный (динамика)

26

10

Синий (динамика)

47

39

Дополнительного захвата внимания и визуальной привлекательности в сравнении с табличными показателями можно добиться, повышая диапазон освещенностей до уровня 30/1 и экспонируя хроматический (цветной) объект, противоположный цвету фона по колористической шкале. Пример: желтый/оранжевый/терракотовый экспонат, освещенный 3000 Лк, на синем фоне, освещенном 100 Лк.

Типы световых сцен и схемы расположения светильников

Расположенные нутрии помещений витрины – прилавки и витрины – стеллажи подсвечиваются с помощью:

  1. Равномерного заливающего верхнего света — основная схема в продуктовых супермаркетах, галантерейных магазинах и любых других коммерческих зонах, где преобладает выкладка товара небольших размеров на полках.
  2. Линейной подсветки по граням стеклянных боксов/полок.
  3. Линейной подсветки в сочетании с точечными акцентами.

В фасадных витринах с непрозрачным фоном применяют:

  1. Акцентный вертикальный свет с дополнительной боковой подсветкой — подходит для экспонирования невысоких предметов, распределенных на горизонтальной плоскости. Боковая подсветка призвана смягчать резкие тени.
  2. Акцентный фронтальный свет — софиты, расположенные сверху - спереди, освещают манекены или другие вертикальные объекты анфас.
  3. Акцентный фронтально-боковой свет — софиты, расположенные сбоку - спереди, освещают манекены или другие вертикальные объекты в полупрофиль.

Освещение фасадных витрин без задника (с улицы просматривается помещение магазина) имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, манекены в таких витринах могут освещаться вертикальным светом без дополнительной боковой подсветки (ее роль выполняет отраженный свет из торгового зала). С другой — в таких витринах невозможно обеспечить высокую световую и цветовую контрастность

Акцентный фронтальный свет сверху и линейная подсветка по периметру
Рис. 4. Акцентный фронтальный свет сверху и линейная декоративная оранжевая подсветка по периметру

Акцентная фронтально-боковая подсветка
Рис. 5. Акцентная фронтально-боковая подсветка, дополненная отражением панели из фольги, реализована с помощью трековой системы

Вертикальный акцентный свет без дополнительных подсветок
Рис. 6. Вертикальный акцентный свет без дополнительных подсветок приемлем для экспонирования невысоких предметов

Типология светильников для подсветки витрин, боксов и стеллажей

Выведем за скобки неограниченную номенклатуру светотехники, являющейся частью витринных композиций и играющей преимущественно декоративную роль (от лампочек Ильича Эдиссона до хрустальных барочных люстр). Останутся две функциональные группы светильников и модульных систем — используемые в фасадных и внутренних витринах.

Светотехника для подсветки витрин и ее функциональное назначение
Внутренние витрины
1. Заливающий верхний свет в боксах и прилавках
2. Подсветка полок по граням
3. Точечные акценты в боксах и прилавках
Фасадные витрины
4. Боковая линейная подсветка
5. Акцентный фронтальный и фронтально-боковой свет
6. Вертикальный акцентный свет
Светильник/система 1 2 3 4 5 6
Светодиодная лента/полоса + + Светодиодная лента/полоса
П-образный профиль для LED ленты + + П-образный профиль для LED ленты
Угловой профиль для LED ленты + Угловой профиль для LED ленты
Миниатюрный софит под лампу MR11/MR16 + Миниатюрный софит под лампу MR11/MR16
Система Tubelight для мини-софитов + Система Tubelight для мини-софитов
Мини-трековая система XLight-cabinet для софитов и линейных LED светильников + + + Мини-трековая система XLight-cabinet
Встраиваемый поворотный софит + Встраиваемый поворотный софит
Накладной поворотный софит + Накладной поворотный софит
Встраиваемый софит + Встраиваемый софит
Трековая система + Трековая система
Накладной неповоротный софит + Накладной неповоротный софит
Уличный софит для фронтальной подсветки + Уличный софит для фронтальной подсветки
Линейный открытый светильник под лампу T8 + + Линейный открытый светильник под лампу T8
Линейный светильник с рассеивателем + Линейный светильник с рассеивателем

Минитрековые системы располагаются внутри витрин. Как правило, они комплектуются на базе миниатюрных токопроводящих шин и корпусов линейных светильников, прокладываемых вдоль граней стыка вертикальных и горизонтальных плоскостей (стеклянных, либо изготовленных из непрозрачных материалов). Иногда минитрековые кубы служат конструктивной основой витрины. Т.е., стекла крепятся непосредственно на жесткий параллелограмм из шин.

Нюансы подсветки витрин по товарным группам

Универсальный принцип учета особенностей товара — выбор цветовой температуры ИС в соответствии с преобладающим цветом объектов. Так для магазинов корпусной мебели рекомендуется теплый общий и акцентный свет с Tc 2500 – 3500 К. Витрины же с образцами бытовой техники (много ахроматических и металлических поверхностей) следует подсвечивать нейтральным и холодным белым светом. Некоторые товарные группы стоит рассмотреть подробнее.

Одежда, обувь, крупная кожгалантерея (сумки)

С одной стороны, свет должен корректно передавать цвета и фактуру тканей, с другой — выделять образцы и модели, определяемые маркетологами как «якорные».

При одном и том же уровне освещенности, более холодный свет дает преимущество в различении мелких деталей. Однако, начиная с определенного уровня Tc, холодная подсветка не передает визуальных достоинств одежды и обуви из материалов теплых цветов. Поэтому оптимальными в этом коммерческом секторе считаются ИС с верхней границей цветовой температуры в диапазоне дневного света — 4000… 5000 К.

Коэффициент цветопередачи светильников (CRI) должен быть не менее 80 %. Чем больше, тем лучше, разумеется. Поэтому вне конкуренции здесь акценты, реализуемые с помощью металлогалогенных ламп (CRI 100 %) и LED ламп с тройным люминофором (CRI 90 – 95 %).

Особенности экспозиции ювелирных изделий и бижутерии

Изделия из золота подсвечивают теплыми лампами, а серебро и платину — холодными. Прозрачные камни эффектней смотрятся в холодном свете (5000 – 7000 К) независимо от своего цвета.

Распространены светодиодные матрицы, сочетающие теплые и холодные ИС. Например, специально для ювелирных витрин выпускаются линейные светильники Т2, в которых 2 холодных диода чередуются с 1 теплым. Такое сочетание универсально и подходит для любых украшений, в т. ч. для золотых изделий с цветными драгоценными камнями холодного оттенка.

Акцентная подсветка топовых ювелирных изделий
Рис. 7. Акцентная подсветка топовых ювелирных изделий с помощью мини-софитов

Продуктовые витрины

Верхний заливающий свет устраивается с помощью линейных ламп. Например, мясопродукты подсвечивают розовыми светодиодными трубками типа Т8, которые маркируются «pink».

Для других групп продуктов рекомендуется придерживаться следующих цветовых температур:

  • Хлеб, молоко, бакалея — 2800 – 3200 К.
  • Рыба — 4000 – 6500 К.
  • Овощи, фрукты, кондитерские изделия — 2800 – 3500 К.
следующая запись
Комментарии (0)

Читайте также